Юлия
Как написать короткий рассказ

На первый взгляд кажется, что разница между романом и рассказом заключается в количестве страниц. В то время как роман повествует историю главу за главой, рассказ предоставляет информацию куда лаконичней.

Как говорят, произведение должно содержать менее 20, 000 слов, для того чтобы называться рассказом. Но строгого ограничения нет: существуют рассказы размером менее чем в 1000 слов.

Возможно ли написать такой короткий рассказ? Разумеется, да. Просто примите к сведению, что технологии написания рассказа отличаются от технологий написания романа, потому давайте рассмотрим их.


1. Сосредоточьтесь на действии.

Сосредоточьтесь на действии - не на примечательном случае. Написание рассказа представляет собой историю, рассказываемую автором, а не передачу читателям происшествия. Но в то же время, количество фактов должно быть меньше, чем в романе, и у автора уже нет возможности отходить от сути рассказа.

В частности, в рассказе нет места развернутым описаниям и отступлениям на моральные и психологические темы. Конечно, это вовсе не означает, что рассказ должен быть плоским и полностью лишенным этих элементов. Они могут быть введены подтекстом или заключаться в нескольких отдельных словах. В этом и заключается речевая экономия.

Не так давно я наткнулся на цитату, которая врезалась мне в память: "'Художественные романы описывают художественный мир, художественные рассказы повествуют о художественных фактах.'' Несмотря на такие разные характеристики, обе эти литературные формы позволяют читателю брать паузу для осмысления.


2. Не пытайтесь охватить все.

Иногда писатели берутся за весьма амбициозные истории, где количество деталей намного превышает положенные размеры рассказа. Помните, в общем, действие рассказа должно развиваться на протяжении короткого временного промежутка и включать двоих, от силы троих главных персонажей, и основную идею. Если вы не в силах подстроить вашу историю к такой экспозиции, то, скорее всего, вы пишите новеллу, а не рассказ.


3. Найдите идею и упростите её.

Любую идею можно упростить - просто не мыслите шаблонами. Вот, например, представим, что вы решили рассказать о человеке, одержимом жаждой денег. Он посвящает работе всю свою жизнь, и наконец оказывается на вершине, поступившись при этом своей личной жизнью. Проходит время, и он совершает ряд финансовых ошибок, которые приводят его к банкротству. В этой отчаянной ситуации он понимает, что в жизни имеет истинную цену.

По-вашему, есть будущее у такой истории, если рассказать её в нескольких словах? На самом деле, да, если упростить её. Для концовки определите наиболее значимую сцену и стройте вокруг неё остальной сюжет. На мой взгляд, решающий поворот в приведенной истории - это когда наш с вами герой осознает, что его амбиции разрушили самое ценное, что было в его жизни. Следовательно, история должна начаться с того момента, где он уже потерял все, что было дорого.

Давайте прикинем, как это будет выглядеть… Джон Доу - это попрошайка, который каждое утро в ожидании милости сидит на углу улицы, на которой находится центральный офис, где он прежде работал. Те же служащие, некогда его коллеги, с которыми он был раньше наравне, теперь проходят мимо, даже не замечая его существования. Помните, как только у вас появилась идея, упростите её. Посмотрите на значимые моменты своей истории и найдите решающие сцены.


4. Показывайте - не рассказывайте.

Это, кажется, самый распространенный совет, который можно найти в статьях и книгах по писательскому мастерству. Но о нем так часто забывают, что приходиться напоминать вновь и вновь, особенно, когда дело касается рассказов.

Короткий рассказ и краткий пересказ - разные вещи. Рассказ - это уже целая история. Продолжая приведенный выше пример - вы может написать, что Джон Доу попрошайка, и просит милостыню на углу той самой улицы, где прежде работал. Он был тогда крайне успешен, несмотря на то, что только недавно развелся и совсем не находил времени на детей, поскольку все время отдавал работе и подчиненным. Как вам, эти предложения годятся для рассказа? Нет, конечно, ни в коем разе. Они бы подошли только пересказу какого-то произведения.

Чтобы рассказать историю, вы должны сосредоточиться на действии - например, Джон Доу пересчитывает монеты в коробке и понимает, что утро не задалось: у него едва набиралось денег для горячего напитка. Покажите, что происходит, дайте читателю образные иллюстрации, и повествуйте через действие.


5. Сохраняйте структуру текста.

Даже самым коротким историям нужны начало, середина и конец. Например, попрошайка читает монеты на углу своей улицы, мимо проходит кто-то из бывших сослуживцев, на ходу застегивая пальто - это вводная сцена. Она задает контекст и ответы на вопросы: ''кто, что, где, и когда"'.

Середина - это когда наш нищий обеспокоен тем, что ему не хватает на напиток. Он продолжает клянчить деньги, но служащие все так же не замечают его. Конец - это уже на ваше усмотрение. Можете представить, к примеру, что кто-то его пожалел и дал денег на чашку кофе.


6. Не говорите прямо - намекайте.

В коротком рассказе важно не только то, что сказано, но и то, о чем умалчивается. Как уже упоминалось, в нем нет места для смены темы. Забудьте о пояснениях, что попрошайка чувствует себя плохо из-за его нынешнего положения или что он сожалеет, что потерял семью. Это должно подразумеваться по его действиям. Дайте вашим читателям это понять.

Вместо того чтобы описывать, что у этого нищего была семья, и он потерял ее вместе с работой, вы можете намекнуть: один из проходящих мимо загруженных работой дельцов - его сын. Главный герой узнает его и пытается привлечь внимание. В ответ на это действие молодой бизнесмен оборачивается к нему с брезгливым выражением и дает монету, не понимая, что этот человек - его отец. На эту монету попрошайка может купить себе стаканчик горячего напитка этим утром, но заботит его уже явно не это.


7. Сделайте каждое предложение весомым.

С самого начала и до конца каждое из предложений в рассказе должно там быть с какой-то целью. Вы должны рассказать историю всего в нескольких словах, так используйте их с максимальной выгодой! Это не так необходимо, когда вы пишете первый черновик, но очень важно на стадии пересмотра. Проанализируйте каждое слово и предложение детально, подумайте, какова их функция в рассказе. Они необходимы? Если суть текста можно понять без этого слова или предложения, без колебаний удалите их.


8. Сохраняйте интригу.

Не выкладывайте всю информацию в одном предложении или абзаце. Дозируйте ее, заставьте ваших читателей затаить дыхание до самого последнего предложения. Если вы объясните в самом начале рассказа, что нищий был когда-то руководителем компании и только что встретил своего сына на улице, у вас не останется материала для продолжения истории.

Всякий раз, когда возможно, попробуйте включить правдоподобные повороты сюжета, острые и неожиданные моменты в конец рассказа так, чтобы это придавало тексту новое значение. В приведенном примере лучше всего начать введение читателя в историю с описания того, как замерзший попрошайка нуждается в деньгах, чтобы купить себе чего-нибудь горячего. Это было бы хорошей отправной точкой.

Затем вы можете объяснить, что он когда-то был одним из тех руководителей, которые сейчас проходят мимо него. Это вызовет любопытство у ваших читателей, что же это за персонаж. Внезапно нищий различит знакомое мужское лицо среди элегантной толпы и постарается привлечь его внимание (добавим интриги). Этот человек не узнает его, но зато он дает ему немного денег. Но попрошайка больше не обращает внимание на монеты, потому что он только что получил деньги от своего собственного сына (прибережем неожиданный поворот на конец истории).


9. Создавайте долгосрочное впечатление.

Один из самых сложных в достижении, но и самых важных навыков - писать истории, которые еще долго воздействуют на читателей. После тог  как они закончили читать рассказ, он должен дать им пищу для дальнейших размышлений. Для успеха в этом основополагающее значение имеет последнее предложение. Вы на правильном пути, если оно может содержать поворот или мощный образ, который проливает свет на остальную часть этой истории.

Возвращаясь к описанному примеру: было бы замечательно, если бы ваши читатели не поняли, кого именно узнал нищий, вплоть до конца истории. В последнем предложении (которое должно быть коротким и ясным, чтобы произвести большее впечатление на читателя) вы раскроете тот факт, что этот делец на самом деле сын нищего (хороший финальный поворот сюжета). Вы намекнете, что попрошайка больше не беспокоится о деньгах (он даже не смотрит на них): он только что осознал, что его сын стал вечно занятым бизнесменом, и он не может удержать его от тех же ошибок, что сам совершил в прошлом.


10. Создайте окружающий мир с помощью минимума элементов.

У вас нет места для длинных описаний и отступлений, но в рассказе должен быть хорошо проработан окружающий мир, чтобы зацепить читателей. Обратитесь к интонациям, рассказчику, языку, чтобы сделать текст очень коротким, и позаботьтесь о правильном подборе слов. "Болото" и "топь" могут означать одно и то же, но звучат по-разному. То же самое верно и для "дымки" или "тумана". Каждое слово помогает вам создавать атмосферу, так что выбирайте слова тщательно.

В нашем примере окружающий мир - это большой город холодным зимним утром, но вам не нужно все это объяснять. Хорошие читатели почувствуют этот холод, увидев пар от дыхания главного героя, или как он потирает руки в перчатках перед тем, как сосчитать монеты. А еще лучше, если ваши читатели увидят все глазами тех деловых людей, которые одеты в плотные пальто, спеша мимо нищего на работу. Эта точка зрения даст очень много информации. Двух или трех деталей достаточно, чтобы сделать вывод: зима, холодно, рабочий день только что начался.


11. Помните о важности заголовка.

У вас очень мало места, чтобы рассказать свою историю, и теперь уже очевидно, что каждое слово на счету, так? Будьте разумны и выжмите максимум из них. Слова в заглавии могут быть очень полезны! Идеальным было бы наводящее, интригующее название, которое бросает новый свет на уже прочитанный текст.

Попробуйте: можете ли вы придумать название для истории про нищего, которое отвечает этим требованиям?


12. Примите во внимание дополнительное правило.

Наконец, есть основной совет для тех, кто хочет писать рассказы. Даже если это не имеет ничего общего с самой писательской практикой, имейте в виду: чтобы написать историю, вы должны для начала множество их прочитать. Если вы хотите понять механику повествования вообще, для вас важно познакомиться с примерами. Читайте рассказы Чехова, Раймонда Карвера, Кортасара, По, Саки и т.д.. Читайте столько коротких рассказов, сколько можете.

Автор: Ирия Лопес Тейхейро

Перевод статьи с сайта literautas для Типичного писателя

Переводчики: Таисия Кравченко, Татьяна Тощакова

Редактура: Юлия Конева


Войдите или Зарегистрируйтесь для добавления комментариев
Также, вы можете зайти под своим аккаунтом Вконтакте, Facebook, Google, Яндекс и других сервисов

Жорик Строкин 30 мая 2018 в 22:21

мини рассказы от автора

Ответить