кладовая самиздат пользователи страна писателей вход | регистрация
Литературный глоссарий. Выпуск № 15
АВТОРИЗАЦИЯ — одобрение автором текста своего произведения, в частности при переводе на другой язык (авторизованный перевод). Например, «жандровская» и «булгаринская» копии «Горя от ума» (1822-24, авторизованная редакция 1828) авторизованы А.С.Грибоедовым, читавшим их после переписки с не дошедшего до нас автографа и внесшим некоторые исправления в текст; первое издание «Мертвых душ» (1842) также авторизовано Н.В.Гоголем, читавшим корректуры этого издания. Авторизация — важнейшее свидетельство доброкачественности текста. Поэтому в текстологии при установлении подлинного авторского текста пользуются только авторизованными источниками.

БУРИМЕ (фр. bouts rimes — рифмованные концы) — стихи на заранее заданные рифмующие слова, обычно «трудные» (тематически несхожие и т.п.). Популярны в «легкой поэзии» 17-19 вв. (в России — В.Л.Пушкин, Д.Д.Минаев). Дальний прообраз Буриме — «ответные» стихи в поэзии трубадуров, и «дольче стиль нуово».

ВЕРИЗМ (ит. vero — правдивый) — направление в итальянской литературе (Дж.Верга, Л.Капуана, Г. Деледда), опере (П.Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж.Пуччини), изобразительном искусстве (В.Вела, П.Пеллицца) конца 19 в. Принципом В. стало документальное, фактографически точное воспроизведение неприглядной, «голой» правды жизни. Противопоставив себя художникам-реалистам, преображавшим и сглаживавшим, по мнению веристов, жизненную реальность, они в крайне натуралистической форме изображали проявления человеческих страстей, стремясь обнажить антигуманное в жизни и покончить с ним. Преимущественное внимание писатели-веристы уделяли изображению быта крестьян и городской бедноты, проявляя интерес к народному языку и широко используя местный колорит. Теоретическое осмысление В. получил в работах Капуаны «Изучение современной литературы» (1879) и «Об искусстве» (1885). На В. оказала влияние теория натурализма Э.Золя. Традиции В. прослеживаются в итальянском неореализме 20 в.

ДЕТАЛЬ (фр. detail — часть, подробность ) — особо значимый , выделенный элемент художественного образа. В расширительном смысле говорят о психологической и речевой детализации и (характеристических Деталей мыслей, переживаний и высказываний персонажей). 

ПАУЗА (лат. pausa, от греч. pausis — остановка, прекращение) — перерыв в течении речи. Различаются Пауза смысловая (логическая), целиком определяемая синтаксисом, и Пауза ритмическая, от синтаксиса не зависящая и определяемая ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая — только в стихотворной. В метрическом стихосложении Пауза может быть структурным элементом стиха, заменяя равное по долготе количество слогов; в остальных стихосложениях Пауза есть лишь декламационный элемент, подчеркивающий стихораздел, цезуру и т.п.

СТАНСЫ (фр. stance, от ит. stanza — строфа, букв.— местопребывание, остановка) — в поэзии 18-19 вв. элегическое стихотворение в строфах небольшого объема (обычно 4-стишия, чаще всего — 4-стопного ямба), с обязательной паузой (точкой) в конце каждой; содержание чаще всего медитативное, реже любовное. В русской поэзии наиболее известны «Стансы» (1826) А.С.Пушкина («В надежде славы и добра...»). Жанровые признаки С. неотчетливы и к середине 19 в .стираются.

ШАРАДА (фр. сharade) — разновидность усложненной загадки: загадываемое слово разделяется (обычно по слогам) на части, имеющие вид отдельных слов, и каждое из них, а затем и загадываемое слово в целом описываются через перифразы. Известны в литературе с 3- 6 вв., особенно популярны в салоннойк ультуре 18в. (в форме стихотворений и инсценировок). 
Пример (аноним 18 в.): 
Когда нас первое терзает и томит, 
Тогда без прихотей мы и второе гложем; 
А целое мое и скользко и блестит: 
Его мы на стекле всегда ощупать можем. 
(Гладкость) 

Источник: Литературная энциклопедия терминов и понятий. Главный редактор и составитель А.Н. Николюкин.








Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь для добавления комментариев
Также, вы можете зайти под своим аккаунтом Вконтакте, Facebook, Google, Яндекс и других сервисов

Материал опубликован

Alexandra Venedictova

Литературный глоссарий

19 января 2017