Литературный глоссарий. Выпуск № 40

Литературный глоссарий

Alexandra
Литературный глоссарий. Выпуск № 40

АЛЛОНИМ — чужое подлинное имя, использованное другим лицом как псевдоним. Поэтесса Вера Игнатьевна Гедройц (1876-1932), входившая в «Цех поэтов», подписывалась именем умершего брата: Сергей Гедройц. Научной проблемой стала атрибуция ряда текстов, в частности, книг «Формальный метод в литературоведении» (1928) и «Марксизм и философия языка» (1929), подписанных именами друзей М.М.Бахтина — П.Н.Медведева (первая) и В.Н.Волошинова (вторая). 


ГЕКЗАМЕТР, гексаметр (греч. hexametros — шестимерный) — в античном стихосложении — 6-стопный дактиль, в котором на 1-4-й стопах дактиль (—  ) может заменяться спондеем ( ); цезура, рассекающая (обычно) третью стопу, делит стих на два полустишия, с нисходящим и восходящим ритмом. Схема Г. с наиболее употребительной цезурой: — U U — U U — |U U — U U — U U —U. В силлаботоническом стихосложении обычно передается сочетанием дактилей с хореями, т.е. становится 6-иктным дольником («Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына», «Илиада»). В античной поэзии Г. был основным размером эпоса, идиллии, сатир, посланий, а в сочетании с пентаметром — элегий и эпиграмм. В новоевропейской поэзии употреблялся почти исключительно в переводах или стилизациях античных тем и жанров (идиллии «Герман и Доротея», 1797, И.В.Гёте; «Ундина», 1811,Ф.деЛамотг-Фуке в пер. В.А.Жуковского, 1837). 


ИНВЕРСИЯ (лат.inversio—переворачивание, перестановка) — фигура слова: нарушение «естественного» порядка слов. Два основных вида И.—перестановка смежных слов (анастрофа) и разъединение их (гипербатон) для выделения их во фразе: «И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости» (т.е.гости сей чуждой земли, не успокоенные даже смертью) (А.С.Пушкин. Цыганы, 1824). Может эмфатически или логически выделять слово или часть предложения; применяется также в целях ритмико-мелодической организации речи. По аналогии со стилистической И. иногда говорят о ритмической И. (см. Синкопа), о композиционной И. (перестановка временной последовательности событий в сюжете). 


МОНОСТИХ (греч. monostichos — одностишие, от monos — один и stichos — строка, стих) — стихотворение из одной строки (обычно распространенного, легко узнаваемого стихотворного размера): напр., в строке «Покойся, милый прах, до радостного утра...» (Н.М.Карамзин, 1792) легко узнавался привычный в 18 в. 6-СТОПНЫЙ ямб. 


ПАЛИМПСЕСТ — рукопись на пергаменте, папирусе или коже поверх смытого или соскобленного текста. Благодаря выявлению первичных текстов палимпсеста стали известны не сохранившиеся в ином виде памятники древности. 


СИЛЛЕПС (греч. syllepsis — захват) — стилистическая фигура: объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантичном подчинении. Пример с синтаксической неоднородностью: «Мы любим славу, да в бокале топить разгульные умы» (А.С.Пушкин) — объединены дополнения, выраженные существительным и инфинитивом; с фразеологической: «У кумушки глаза и зубы разгорелись» (И.А.Крылов) — фразеологизм «глаза разгорелись» и внефразеологическое слово «зубы»; с семантической: «И звуков и смятенья полн» (Пушкин) — душевное состояние и его причина. В возвышенном стиле силлепс создает впечатление взволнованной небрежности, в «низком» — комизма («шли дождь и два студента»). 


ЦЕНТОН (лат. cento — одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) — стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. Художественный эффект Центона — в подобии или контрасте нового контекста и воспоминаний о прежнем контексте каждого фрагмента. Наиболее известны позднеантичные Центоны Авсония, Пробы и др. (по Вергилию). После эпохи барокко форма Центон выходит из серьезного употребления, ее используют как стихотворную шутку. Пример (эпиграмма на А.А.Жарова из книги И.Л.Сельвинского «Записки поэта», 1927): 

Буду петь, буду петь, буду петь (С.Есенин) 

Многоярусный корпус завода (А.Блок) 

И кобылок в просторах свободы, (Н.Некрасов) 

Чтоб на блоке до Блока вскрипеть. (С.Кирсанов) 


Источник: Литературная энциклопедия терминов и понятий. Главный редактор и составитель А.Н. Николюкин.

Войдите или Зарегистрируйтесь для добавления комментариев
Также, вы можете зайти под своим аккаунтом Вконтакте, Facebook, Google, Яндекс и других сервисов